«Искусство для жизни, и еще больше-жизнь для искусства…»

Categories:  Общие новости, Пресса

Русское слово №31. 09,11.2018
«Искусство для жизни, и еще больше — жизнь для искусства…»

В одной из своих немногочисленных статей о современных молдавских художниках я как-то упомянула, что искусство нашего времени меня влечет мало. Больший интерес я нахожу в культурных слоях прошлых веков. Однако периодически все же отхожу от этих принципов и пробую обратить внимание на наших современников и оценить их творческий взгляд на окружающий нас мир.
Старшее поколение молдавских мастеров ясно и понятно. Как правило, их взгляды были прямыми, и таким же прямолинейным было их искусство. С мастерами последующих поколений все гораздо сложнее. Меняются времена, традиции, вкусы, соответственно видоизменяется изобразительное искусство.
Стараясь быть максимально объективной, я постаралась для себя определить, кто же из молдавских мастеров примерно моего поколения пытается найти свой, особенный путь, свою «нишу» в искусстве. У кого-то можно найти увлечение тенденциями, идущими от исканий М. Греку, кто-то вспоминает о традициях гиперреализма, кто-то обращается к достижениям абстракционистов прошлого века. И на мой взгляд, совершенно не подпадает под все эти категории художник Сергей Сулин.
Я не ставлю перед собой задачу рассказывать биографию художника, тем более что он прекрасно умеет это делать и сам, или делать всеобъемлющий обзор всего его творчества. Мне бы хотелось остановиться на тех гранях его искусства, которые заинтересовали лично меня, а также на тех, которым придает важное значение сам автор.
Наши предпочтения не совсем совпали. Беседуя с художником и выказывая свой интерес к его пейзажам, я узнала, что самому Сергею ближе портреты.
Интерес к человеческой личности, его взаимосвязи с природой характеризуют его портретную галерею, и для меня созданные им образы перекликаются со стилистической интерпретацией портретного жанра российского художника Константина Васильева.
Сопоставление в искусстве человека с окружающей средой, в частности с природой, всегда позволяет художнику затронуть потаенные струны души, найти свои стилистические приемы, которые со временем становятся узнаваемы, но остаются неповторимыми, как особенности туше-прикосновения к звуку – у музыканта. Не менее важна и особая одухотворенность портретной живописи, приближенная к поэтическому чувству.
Портретное искусство С.Сулина лишено рационализма, оно живо, темпераментно, лишено статичности, в нем бьется пульс современной ему жизни. Одновременно оно обращено к истокам, что немаловажно в наше время. И все же, как я уже отметила в начале, меня более привлекли пейзажи, где наиболее полно на мой взгляд выражаются представления художника о красоте и совершенстве мира, где нашла качественно новое продолжение идея влюбленности в жизнь. Вместе с тем, разглядывая его портреты на фоне пейзажей, понимаешь, насколько тесно переплелись в его творчестве эти жанры.
Психологи называют пейзаж «лирической эмоцией в широком смысле слова». И этих лирических эмоций в пейзажах Сергея Сулина более чем достаточно. Художника волнует щедрая красота окружающей его природы, в его образной интерпретации она разнообразна и выразительна. В лучших его произведениях переплелись пристальное внимание к натуре, ее живописное исследование и обобщение. Своеобразие ландшафтов подчеркивается мягкими перетеканиями композиционных планов, контрастами тональных проработок, передающих свет и воздух. Образы душевного состояния облачаются в образы деревьев и цветов, лесов и рек. Художник с увлечением пишет волнующие душу разнообразные состояния природы, ее преображения.
Наблюдая процесс видоизменения творчества С. Сулина, видно, что он не останавливается на достигнутом, ищет и экспериментирует. Причем эти эксперименты не бессмысленные шатания из стороны в сторону, а логичные и мотивированные.
Сергей Сулин – художник крайне взыскательный и на редкость трудоспособный. Видя его творческие поиски, понимаешь, что ему порой кажется, что язык линий и красок слишком беден, чтобы передать даже видимое глазом великолепие нового дня, глубину неба, прозрачность воздуха, красоту деревьев и цветов. И тем не менее, ему удается извлечь максимальную возможность средств художественной выразительности.
Особое отношение у художника к композиции. Будь то портрет или пейзаж, он строит, проектирует, «режиссирует». И все воспринимается оправданно, и не возникает мысли оспорить замысел, подумать о других вариантах, усомниться в правильности выбора планов, ракурсов, формата. И еще. Художник Сулин неотделим от человека Сулина. Если он способен создавать глубокие психологические образы, значит, сам умеет чувствовать, страдать, любить, ненавидеть. Воссоздавая яркие образы человека и природы в отдельности и взаимосвязано, он ассоциирует себя, свой характер, свою душу, свое мастерство с ними. И это не просто поверхностные понятия, а человеческие качества в их полном понимании. Художник умеет задеть за живое своим искусством. В его портретах и пейзажах – свежесть, обновление творческого метода, бесконечное движение вперед. Динамизм в сочетании с кажущейся легкостью – это та внешняя легкость манеры, которая дается ценой неустанного труда. Динамичность достигается пластично и деликатно: ни одной детали, без которой можно обойтись, ни одного лишнего пятна или штриха. Гармоничное сочетание высокой образности с реальностью окружающего мира составляет особенность работ художника.
Также большую эмоциональную роль в живописи С.Сулина играет световой акцент. Богатством тональных оттенков художник умеет передать любое состояние окружающей природы. Он видит реальное пространство с его глубиной, воздухом и светом, видит его как среду, в которой существуют предметы и люди. Что касается средств художественной выразительности, то мы не найдем противоречий между линией и пятном, цветом и светом, они сосуществуют гармонично и мирно. Линии не контурные и неподвижные, а скользящие и живые. Линия, а вместе с ней и красочный мазок становятся средством передачи движения, эмоций, настроения. Путем к достижению красоты и гармонии для художника является приближение к натуре: в самой действительности его привлекает то, что связано с красотой естественности.
Для художника интерес к изменчивому разнообразию природы заключается в постоянных поисках новых мотивов, в чутком внимании к выразительным состояниям натуры и неповторимости ее отдельных мест.
Таким образом, подводя итог краткому обзору некоторых сторон творчество Сергея Сулина, мы можем отметить его стремление постичь сущность явлений жизни, по-философски осмыслить и обобщить факты действительности, отход от иллюзорного бытовизма и иллюстративной описательности, интерес к современным средствам изображения.
Язык искусства имеет свою специфику – образное воспроизведение жизненных наблюдений. Если натурализм, иллюзорность только фиксируют видимое, то образ передает самое главное, самое характерное в отобранном художником жизненном материале. Задача художника и его искусства – затрагивать самое сокровенное в человеке, радовать, тревожить его. Для этого все средства искусства должны быть сильно действующими, привлекательными для зрителя. Колорит, линии, свет, передача объемов и форм, пластика и выразительность, так же как в музыке звук, в танце-движение, в литературе-слово, все должно служить высоким целям искусства. И Сергей Сулин умеет все это претворить в жизнь.
Полина Коломеец-Сафронова, искусствовед,
главный хранитель Национального музея искусств РМ.

ФОТО:
1. Полина Коломеец-Сафронова.
2. Солнечный ветер.
3. Оксентия. Август.
4. Русское слово №31. 09,11.2018
5. Розовое цветение.
6. Апрель.
7. А.С.Пушкин на Инзовой горке.2014.
8. Первый день отпуска. 550х650. 2013.