ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА АЛЕКСАНДРА БАЮНА

Categories:  Общие новости, Пресса

15 января. Персональная выставка Александра Баюна в галереи библиотеки им. М.В. Ломоносова

БАЮН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
Родился 8.5.1960 в Кишиневе.
Работал киномехаником на ТВ Молдова.
Журналист, сотрудничал с газетой «Время».
Пишет маслом на пластинках с 1992г. Примитивист.
Участвовал в выставке «Бархатный сезон».
Кишинев. Дом офицеров, 1995г.

фото
1. Александр Баюн в окружении поклонниц своего таланта.

2. Работы А. Баюна на пластинках.

— Осень и баба Яга. Масло.
— Осень и подводная лодка.Масло.
— Чайки. Масло.
— Золотая и алые паруса. Масло.
— Изумрудное дерево. Масло.
— Одинокое дерево — осень жизни.Масло.

Ценитель мыльных пузырей
ОВАЦИЯ

ЕЖЕДНЕВНАЯ ГАЗЕТА «ВРЕМЯ» 17 ЯНВАРЯ 2006 г. N1 (1 1 64)

Изобразительное искусство — это область, где профессионализм — явление не просто необязательное, а в некоторых случаях даже разрушительное. Отточенная техника и академические навыки отлично скрывают отсутствие таланта. И вузовский диплом не убережет бездарного автора от создания мертворожденных «шедевров». Но когда никаких школ за плечами художника нет, а о течениях и направлениях у него только смутное представление, можно говорить об искусстве в чистом виде. Без отвлечений и посредников. Все идет от сердца автора прямиком к сердцу зрителя. И открывается, что свобода, к которой стремится каждый творческий человек, не всегда упрятана в абсолютном знании

Очередной гость товарищества русских художников Молдовы «М-АРТ» — Александр Баюн. Персональная выставка его картин открылась в столичной библиотеке им. М.В.Ломоносова. Сложно назвать оригинальные произведения художника картинами. Пишет он на… старых грампластинках. Это не традиционная роспись, где изображение только дополняет форму, а вполне самостоятельные работы.

Техника письма на грампластинках существует уже несколько десятилетий, но это колесо Александр Баюн изобрел самостоятельно. Потому что вся его изобразительная практика исчерпывалась лишь школьными уроками рисования. Двадцать лет латентный художник проработал на телевидении киномехаником и звукооператором. Коллеги-оформители не выбрасывали остающиеся краски, а зачем-то дарили их ведущему киномеханику страны. Видимо, чувствовали, что отходы производства рано или поздно могут ему понадобиться. И понадобились, когда взгляд Александра случайно зацепился за ребристую поверхность старой пластинки. Ее форма показалась идеальным холстом, на который так и просилось изображение.

Кропотливо прорабатывать детали картины динамичному Александру удавалось не всегда. Чтобы неусидчивость не мешала творчеству, он формально упростил изображение и создал собственный стиль письма, где максимум передавался минимумом. В таких работах имитировать смысловую полноту практически невозможно. Она или есть, или ее нет. Это ощущается сразу. Как зрителем, так и мастером. Поэтому когда у Александра случаются пустые работы, жизнь их заканчивается свободным полетом с балкона и сотней искусственных дребезгов.

Без рудиментарной скромности художник определяет стиль своего творчества как интеллектуальный примитивизм. Что это за явление, искусствоведению пока не известно. Но теоретический пробел автора мало заботит. Хотя, как ни странно, с критиками он дружит. Отрицательных отзывов в адрес своего нестандартного творчества пока не слышал. Как и положительных. Просто критериев для оценки таких неформатных вещей не существует. А когда они появятся, молчаливое искусствоведение обязательно наверстает упущенное и припомнит художнику прошлые грехи.

Например, отсутствие художественного замысла, который для Александра Баюна — вещь бесполезная. Все определяет фон диска. А фон рождается по настроению автора или музыки, которую хранит пластинка. Он может рисовать лес, а появятся горы, завод превратится в мельницу, день сменит вечер и даже люди обернутся котами. Так ложится краска, объясняет происходящее художник и старается не истязать собственные картины техническими приемами. За один приступ вдохновения он производит на свет до двадцати работ. Некоторое время они обязательно висят в его комнате и, если не мешают, то получают свидетельство о рождении и начинают самостоятельную жизнь.

Сегодня картины Александра Баюна находятся в частных коллекциях Румынии, Франции, Англии, России, США. Свои произведения художник дарит и уверен, что настоящее искусство и практика продаж несовместимы. На коммерческую тропу художники выходят, только когда вынуждают обстоятельства. Несколько лет назад жизнь вытолкнула на рынок и Александра. Он утешался мыслью, что это тоже своего рода популяризация искусства. Но пластиночная живопись особым спросом не пользовалась. Однажды к отчаявшемуся автору подошла торговка из деревни и предложила купить все работы по оптовым ценам. Александр согласился на «удачную» сделку, но с бизнесом после этого завязал. Понял, что его пластинкам уютнее на экспозиционных стендах, чем на рыночном прилавке. Поэтому в народ он теперь ходит только через выставочные залы.

Зажечь по случаю нынешнего вернисажа пару бенгальских огней Александру не позволили сотрудники библиотеки. В целях пожарной безопасности и просто потому, что так не принято. Но он не отчаялся и решил отметить открытие выставки запуском мыльных пузырей. Чтобы развеять миф, будто искусство — явление вечное и никак не связано с мимолетностью человеческих ощущений. Художник уверен, что на них-то оно и держится.

Аксиния Галкина