НЕМНОГО ЛЕТА В СЕРЕДИНЕ ЯНВАРЯ

Categories:  Пресса
Русское слово №3 (23.1. 2009), Алла Юнко

01-23-rs.jpgЗвонишь на Армянскую, и в трубке отзывается звонкий голосок: «Папа, тебя!». Юная Лиза Сулина отлично справляется с обязанностями секретаря, хотя под одной крышей здесь уживаются сразу две творческие организации. Мама, поэтесса Олеся Рудягина, возглавляет Ассоциацию русских писателей РМ. Папа — основатель и руководитель Товарищества русских художников Молдовы «M-Art». Дом служит не только жильем и круглосуточным офисом, но еще и мастерской.

Так что разговор с Сергеем Сулиным пришлось перенести в муниципальную библиотеку имени Ломоносова. В читальном зале здесь развернута постоянная галерея «мартовцев», где у Сергея свой «пушкинский уголок», а в отделе искусств проходит выставка его живописи с поэтическим названием «Немного лета в середине января». Беседуем с художником на фоне выставки, на пороге 5-летия Товарищества и его собственного 50-летия – оба эти события случатся в наступившем году.

— Жорж Санд, говорят, переходила от конторки, где писала одну книгу, к другой, где писала другую. Судя по всему, вы тоже никогда не отдыхаете, лишь переключаетесь с одной техники или жанра на другие.
— По возможности, именно так и поступаю. Когда женился, стало понятно, что жить с женой и ребенком в той же квартире, где испаряются лаки, – вредно, поэтому начал писать маслом (впрочем, это тоже вредно). Есть у меня акварельные, гуашевые серии. В читальном зале выставлена моя «пушкиниана» — графические листы и скульптура, здесь – этюды, отобранные после трех поездок в село Оксентию, летние, весенние, осенние пейзажи. Много полевых цветов. И, чувствую, я созрел для того, чтобы писать портреты.

— Большинство творческих людей, как черт от ладана, бегут от всего, что отвлекает от работы. А вы добровольно приняли на себя эту «епитимью» и тянете на собственных плечах многие годы.
— У меня не было другого выхода. Участие в выставках сократилось до такой степени, что нужно было думать об альтернативе. Но не устраивать же экспозицию только из самого себя! Идеей нового объединения я поделился с Инессой Цыпиной, получил от нее горячую поддержку. Постепенно собрался круг близких по духу, по устремлениям и эстетическим позициям людей, что и дало название – Товарищество.

— Вы отдаете ему бездну сил, времени и энергии. Не слишком ли дорогая цена?
— Да, я уже и сам заметил: те художники, с кем одновременно я вступал в профессиональный союз, за этот срок достигли гораздо большего. Зато мы провели без малого 70 выставок и акций. В одном только парламенте страны состоялось 10 выставок. Воплотилось в жизнь то, о чем раньше мы только мечтали. Это и постоянная галерея в библиотеке. И творческая база в Оксентии, которая появилась благодаря радушию Лины Масликовой. Кстати говоря, сейчас в галерее имени Константина Брынкуша у нее открыта экспозиция. Большая честь для нас, что и директор выставочного центра Тудор Брага изъявил желание войти в состав «М-Арта». Под крылом Товарищества собрались талантливые художники и искусствоведы, все – действующие члены СХ. А «попутчики» какие! Виктор Гуцу, Виолетта Диордиева-Забулика и многие другие признанные мастера. Кроме того, мы уделяем внимание молодым дарованиям и совсем начинающим.

— Не забудьте упомянуть о сайте Товарищества.
— В этом огромная заслуга нашего веб-мастера Сорина Сорина. Но для рубрики «Наше наследие», где собраны сведения о 120 художниках, рыться в архивах и восстанавливать утраченное пришлось мне.

— Тут можно только снять шляпу. Помню, какой фурор произвела первая выставка ко Дню России – «Русская ветвь молдавского изобразительного искусства», когда из запасников были извлечены блистательные и во многом забытые работы старых мастеров.
— Да, первая «Ветвь» была необычной, но и далась особенно трудно. Всего таких выставок, в которых участвовало по 80 членов СХ, было четыре, их уже стали называть традиционными. В нынешнем году Союз художников, мягко говоря, не приветствует эту идею. Надеемся лишь на поддержку Посольства РФ в Молдове и Русской общины республики. К слову говоря, именно благодаря им мы сумели организовать совместную выставку молдавских и приднестровских художников в Бендерах, сами бы не потянули. Мы ведь общественная организация — нет своих средств (кроме моей чернобыльской пенсии), транспорта и т.п.

— А удалось ли наладить контакты с творческими организациями России?
— Да, Союз художников РФ нашел результаты наших трудов убедительными и готов заключить с Товариществом договор, подобный тому, что в прошлом году был заключен с объединением художников стран Балтии. Ждем приглашения.

— Дай-то Бог. Но давайте вспомним еще об одном юбилее. Уже двадцать лет вы преподаете рисование, живопись и скульптуру в школе искусств А.Стырчи.— С таким директором, как Иван Васильевич Гуцу, можно и дольше. И только в этом учебном заведении можно совершать невозможное. Например, за два-три месяца дети с первого по четвертый классы вылепили персонажей Нового Завета. Теперь 75 фигур из глины выставлены напротив учительской. Жаль, что глина необожженная, то есть творения эти — не на века.

— А что на века?
— Думаю, поэзия. Наверно, поэтому с таким воодушевлением вместе с Лесей мы делали книги двух авторов, где я участвовал как график. Большая редкость, когда от жены получаешь помощь и поддержку во всех начинаниях. Кроме тех случаев (улыбается), когда мы боремся за место у одного-единственного компьютера, мечтая о втором.

— А ваш роман, — запамятовала название, — отрывки из которого появлялись в периодике, близок к завершению?
— «Созвездие Золотой рыбы» надеюсь закончить в этом году. А вообще-то я писал его пятнадцать лет, больше, чем Лев Толстой (смеется).

— А что нынче читают романисты, кроме собственных сочинений?
— Пришлось перейти на аудиокниги, ведь глаза и руки должны быть свободными для работы. Читаю и перечитываю классику. Джойсовского «Улисса», например. И убеждаюсь, что наш Достоевский – все таки намного лучше.

— Вернемся в лоно семьи. Сколько лет вашей доченьке?
— Уже восемь. А рисует с четырех. За это время у Лизы Сулиной состоялись две персональные выставки, кроме того, она участвовала в двух взрослых профессиональных выставках. Огромное счастье – возможность передать ребенку свое восприятие мира. Она увлеченно рисует, занимается поделками. Жаль только, что уроки у нее не на первом месте. Правда, Лизонька может сконцентрироваться и в два приема подготовиться к сложному экзамену в лицее имени Сергея Рахманинова. Возможно, ей нелегко существовать среди трех стихий – музыки, поэзии и изобразительного искусства. И нам непросто. Мы воспитываем ее, она воспитывает нас.

Справка «РС»
Сергей Сулин родился в Кишиневе в 1959 году. Окончил республиканскую художественную школу имени И. Виеру и архитектурный факультет Кишиневского политехнического института. Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Член общества «Чернобыль», правления Центра русской культуры Молдовы, Ассоциации русских писателей Молдовы, Всероссийской ассоциации международных культурных и гуманитарных связей. Член Союза художников РМ (с 1995 года). Основатель и руководитель Товарищества русских художников Молдовы «M-Art» (с 2004 года). С 1988 года преподает в школе искусств имени А. Стырчи.