ИНТЕРВЬЮ ВЕДУЩИХ ИСКУССТВОВЕДОВ

Categories:  Общие новости, Пресса

Выставка « Русская ветвь изобразительного древа Молдовы», организованной Товариществом русских художников Молдовы «М-AРT» ко Дню России, в выставочном зале СХМ им. К. Брынкуш.

(Кишинев. Июнь 2005 г.)

Интервью с директором Центрального выставочного зала
СХ Молдовы им. К. Брынкуш, искусствоведом Тудором Брага.

— Какова Сверхзадача этой большой выставки? Попробовать на вкус это слово — «свобода». Чтобы она состоялась, надо было собрать усилия, мастерство, умение в деле организации выставок. Мы знали, как обойти все айсберги, чтобы инициатива Товарищества, открыть такую экспозицию не разбилась, как волна, вдребезги.

— Как вы, в целом, Вы оцениваете, столь редкую выставку? Мы хотели бы, чтобы в ней было больше блеска, чтобы были все этикетки к работам. Увы — не получилось. А если смотреть в целом, то одна из самых замечательных выставок из всех, что я видел за все эти годы и вообще в своей жизни. А я, поверьте, повидал их немало, с 1963 года смотрю.

— Господин, Брага, как Вы лично относитесь к начинанию Товарищества русских художников?
— Если три художника объединились и хотят что-то хорошее сделать, мы не должны этому препятствовать, коль мы живем в демократическом государстве. А если учесть, что они в Молдове представляют русскую культуру, Россию, которая означает немало не только для Европы, но и для человечества, то мы должны их идеи приветствовать и поддерживать. Открыл выставку натюрморт начала XX века Лидии Арионеску, которая под фамилией Балльер представляла искусство бессарабских художников на выставке в Москве в 1911 году.

Выставлены работы живописца 1910 года рождения. И самая молодая участница выставки Татьяна Федорова с очень интересной работой, ей едва за 20. А между ними — имена, которые и создали, составили молдавское искусство прошлого столетия. Ольга Орлова, Юрий Шибаев, Павел Беспоясный. Скульптурные работы представлены художниками-семидесятниками: Юрий Канашин, Вячеслав Зайцев, Сергей Голубев, Вячеслав Жиглицкий. Голубев представил работу «3,14», это шедевр молдавской современной скульптуры. За ним идет Жиглицкий. Это если говорить не по национальному признаку, а по уровню профессионализма. Я уже шесть лет — директор выставочного зала. Из самых ценных, а эта — самая-самая! Товарищество русских художников я всегда буду поддерживать.

Интервью взяла корреспондент газеты «Кишиневские новости» Нелли Торня.

Интервью с доктором искусствоведения Людмилой ТОМА.

Какое впечатление произвела на вас выставка как на специалиста, знатока молдавского изобразительного искусства?
— Я не принимала участие в ее подготовке и когда посмотрела, она стала для меня полной неожиданностью. Здесь много работ, которых я не видела раньше. Созданные несколько десятилетий назад, они никогда прежде не выставлялись, ведь фонды Союза художников Молдовы не привлекались для экспозиций. Для крупных выставок использовали фонды Национального художественного музея. Для музея художники создавали официальные работы по договорам — портреты знатных людей, промышленные пейзажи, помпезные панорамы. А вот картины камерные, написанные для души, не показывали. Мы даже не представляли, как, оказывается, интересно работал тот или иной художник в те годы. Все это было закрыто! Известны были официозные произведения. Из тех, кого уже нет, можно назвать Баранович, Шибаева, Михаила Гурия, Ивана Хазова. Здесь выставлены мастера кисти Молдовы и молодая поросль.
— В чем все же особенность этой неожиданной экспозиции?
— Выставка масштабная, здесь много неизвестных работ. В произведениях прослеживается истинная пластическая культура. Это урок для молодых художников, которые также широко представлены, хотя остается опасность коммерциализации искусства. Важно подчеркнуть, что эта июньская художественная выставка отражает состояние в целом изобразительного искусства Молдовы. Это еще одно подтверждение: сохраняются здесь культурные традиции, передаются из поколения в поколение. Я отметила много интересных для себя работ.

— А как вы относитесь к тому факту, Людмила Анатольевна, что работы объединены, в некотором роде, по национальному признаку?
— Такая тенденция общинности во всех республиках существует. Не хотелось бы углубляться в политику. Были выставки художников-болгар, украинцев, поляков, евреев. Я не устаю повторять: чем больше художественных выставок, тем лучше. Пусть будет больше открытости. Если уж строго говорить, чисто русских здесь мало. Поскольку я в течение многих лет занимаюсь историей развития молдавской живописи, скульптуры, для меня эта выставка — богатейший материал. Хотела бы для своего архива что-то заснять. Со многими художниками я была знакома. И теперь пересматриваю свое отношение к ним. Я больше знала их по официозу, а теперь увидела их как бы с другой стороны, их другие возможности.

— Выставка приурочена к Дню России…
— Главное, что товариществу «М-AРT» удалось показать, что русские художники внесли большой вклад в сокровищницу культуры Молдовы. Но я не воспринимаю их отдельно, обособленно. И русские, и болгары, и гагаузы, и евреи, украинцы — это все бессарабский регион. Да, сегодня это Республика Молдова, а сохранились традиции бессарабского искусства. Тот же Хазов учился у Коровина, а Коровин во Франции у импрессионистов. Русские никогда не были отделены от западной культуры. Наши бессарабские художники разных поколений вливались в русло общеевропейской культуры. Находили собственный путь, обретали свой стиль. В их произведениях отражались особенности этой земли: мягкие холмы, восприятие целостной цветовой гаммы. Нечто едва уловимое отражает понятие национальной школы, независимо от крови. Когда художники из Молдовы приезжали на творческие базы в Прибалтику либо куда-то еще, в том, что они писали, ощущалась молдавская школа. Вот что важно! Важно сберечь, сохранить эти культурные традиции, это богатство.

— Цель выставки c точки зрения искусствоведа?
— В придачу к сказанному — раскрыть новые грани талантов художников края разных поколений.

Интервью взяла корреспондент газеты «Кишиневские новости» Нелли Торня.

Интервью со студентом Ярославом Ситновым.
Я учусь в Техническом университете, на факультете урбанистики и архитектуры. Будущая моя профессия — дизайн и интерьер. Сергей Сулин, председатель Товарищества русских художников «M-AРT» преподает нам рисунок и живопись.

— Ваш взгляд на выставку, Ярослав. Какой вы ее увидели?— Очень даже любопытная! Мне понравились здесь многие работы. Из произведений художников особенно заинтересовали фотореалистические картины Сорина.

— A, есть полотно, которое запало в душу, картина, которую хотел бы повесить в собственном доме?

— Есть такая работа! Может, это будет похоже на лесть, но это картина моего преподавателя Сергея Сулина. Здесь не бессарабские мотивы, суровая сибирская красота , мост, закат. Есть теплые краски, но передается и ощущение прохлады. Ее кожей чувствуешь.

Интервью взяла корреспондент газеты «Кишиневские новости» Нелли Торня.